воскресенье, 4 ноября 2012 г.

Swedish naval squadron on Ladoga Lake, June-July 1701


Pre-war Swedish naval strategy was focused on a creation of a strong high sea fleet to oppose Danish Navy. So, Sweden in 1700 didn’t have any oared or small vessels in the Eastern Baltic. Strong Swedish fortress controlled all riverine ways to Baltic Sea in the region: Riga & Dunamunde – Duna river, Narva & Ivangorod – Narova river & ways from Peipus, Noteburg – Neva & Ladoga Lake. According to Jan Glete first 3 Swedish galleys were built only in 1704. But decision to create facilities for oared ships in Finland was made in 1709. And strong galley squadron was completed by 1713.
Starting from 1700 Russians made raids on Peipus & Ladoga lakes. It forced Swedes to create naval/riverine squadrons to protect their shores. According to vice-admiral Gedeon v. Numer’s report Swedish squadron on Ladoga Lake was of 6 ships & 2 boats. They were armed with 55 cannons. Large 16-pdr & 12-pdr cannons were made in XV-XVI c. & shot by stones. All 3-pdr & 1-pdr cannons were iron. Evidently all of them were old written-off cannons from Noteburg & Kexholm.


16-pdr
12-pdr
3-pdr
1-pdr
1
Jioia (?)
4
-
8
-
2
Astrild
2
1
8
-
3
Dusa (?)
4
-
8
-
4
Thor
4
-
8
2
5
Laksen
-
-
6
-
6
Geddan
-
-
-
6
7
Aboren
-
-
-
-
8
Giron
-
-
-
-
Шведская флотилия на Ладожском озере, июнь-июль 1701.    
До 1700 основным противником Швеции был датский флот, других на Балтике попросту не было. Соответственно довоенная шведская морская стратегия была направлена на создание мощного линейного флота, и не предусматривала наличия гребного или малого парусного флота в восточной Прибалтике. Достаточно сказать, что согласно данным шведского историка Яна Глита (Jan Glete), первые 3 галеры были построены шведами лишь в 1704, решение о создании галерных верфей в Финляндии относится к 1709 году, а собственно постройка галерной флотилии – аж к 1713. В восточной Прибалтике шведские крепости контролировали все речные коммуникации (Рига и Дюнамюнде – Двину; Нарва и Ивангород – реку Нарову; Нотебург – проход в Неву из Ладожского озера), и этого считалось достаточно.

Однако с началом Великой Северной войны русские начали совершать регулярные рейды на парусно-гребных судах на Чудском и Ладожском озерах, разоряя шведские берега. Это вынудило шведов уже в 1701 г. создать на Ладожском озере флотилию из 6 судов и 2 шлюпок для защиты карельского побережья. В сборнике документов о Северной войне опубликован рапорт вице-адмирала Гидеона ф. Нумерса с составом и вооружением его судов. Согласно этому документу на шведских судах находились каменометные орудия 15-16 в.в.!!! У меня есть сомнения согласно датировки этого рапорта 22 июня. Из текста следует, что Нумерс 21 июня получил королевский указ от 16 июня об активизации действий дерптской флотилии (о ней я напишу позднее отдельно), и ему потребовалось 3 недели на поездку в Дерпт и организацию необходимых мероприятий. После этого он вернулся обратно в Нотебург, откуда и отправил данный рапорт. Таким образом, вероятно корректная дата – 22 июля 1701. Но для полной уверенности, безусловно, необходимо проверить подлинник.   
Гекерфлухт из русского перевода письма Нумерса – это капитан Магнус Хокфлюхт (M. Hökflycht, также Hökeflycht), командовавший в 1701 шведской флотилией в Дерпте. 
Ист.: Северная война 1700-1721 гг. Сборник документов. Т. 1 (1700-09). М. 2009. с. 106

Комментариев нет:

Отправить комментарий