суббота, 11 апреля 2020 г.

История о белгородских генералах в 1678 г.

Я уже упоминал у себя в блоге о том, что генералы в полках "нового строя" русской армии в большинстве случаев были не командующими соединениями (бригадами, дивизиями), а просто более старшими полковыми командирами, чем обычные полковники. В 1660-х гг. имелось несколько прецедентов создания сводных "генеральских" полков (А. Лесли, В. Дромонта, Н. Баумана), но они остались частными случаями (см, например, о конфликте г-м Я. Бильса и полковника Ю. Литензона - ссылка). Также особым случаем являлись и московские выборные полки, состоявшие из нескольких "тысяч" (которые, однако, не являлись отдельными самостоятельными полками). В большинстве же случаев генералы в русской армии командовали самым многочисленным и "родовитым" полком в воеводском (разрядном) полку. При этом они очень ревниво относились к друг другу и следили, чтобы размер и качество войск, находивших под их командой, соответствовал "коллегам" (см., например, историю с полковником А. Росформом в 1675 г. - ссылка). Также очень важна была и старшинство/"честь" их полков (т.е. в каком порядке они именовались и писались с учетом старшинства/чести входивших в них уездов). В общем, практика была очень непростой, и хорошим примером является история с "генеральскими" полками г-м Г.И. Косагова и г-м Ф. Ульфа в 1678 г. Итак...
Стольник Григорий Иванович Косагов много и успешно воевал в 1650-1660-х гг. на Украине, и к 1672 г. был полковником в Севском разряде, причем в его полку были сведены все севские копейщики и рейтары, плюс несколько рот драгун. В 1673 г. рейтар у него забрали, сведя их в отдельные рейтарские полки (их число варьировалось от 2 до 3), и в 1674 г. у Косагова под командой был только Севский копейный полк, но по сути это была слабая шквадрона (чуть более 200 чел. по спискам). Потом его отправили на Дон, и когда он в 1676 г. вернулся, то получил под свою команду копейный полк уже Белгородского разряда, а командовавший им ранее полковник Сас стал полковником Острогожского слободского полка. Особенностью белгородского копейного полка было то, что при нем числилась рейтарская шквадрона полковника Е. Марлента, которая по численности была почти как полк (860 чел. ефремовцев из аноблированных казаков и драгун). Всего полк насчитывал около 2,1-2,2 тыс. копейщиков и рейтар. С этим полком Косагов прошел кампанию 1676 г. (см подробнее: ссылка) и 1677 г. За успешные службы Косагов зимой 1677/78 гг. был произведен в генерал-майоры, и вновь был назначен на службу в Белгородский разряд.

К этому моменту в Белгородском разряде уже был один генерал-майор - Франц Ульф, получивший это звание в начале 1675 г. Под его командой находились рейтарский и солдатский полки. Их состав в 1670-х гг. несколько раз менялся, но оба полка можно условно назвать "Белгородскими", т.е. большинство в них было из Белгорода (например в рейтарском в 1678 г. также Новосиль, Лебедянь, Болхов, Старый Оскол, Салтов, Курск, Ливны). И полки Ульфа писались первыми среди белгородских рейтарских и солдатских полков. 

И вот зимой 1678 г. генерал-майора получает Косагов. Он сразу требует себе "в прибавку" для "чести" солдатский полк: у Ульфа есть, а у меня нет... При этом отдать ему какой-либо имевшийся полк солдат значило уже незаслуженно обидеть кого-то из полковников. Командующий кн. Г.Г. Ромодановский, который был очень опытным генералом и администратором, нашел очень изящный выход из ситуации: он дал Косагову тысячу солдат из городовых стрельцов и пушкарей из белгородских городов, находившихся "в Черте". Эти города были по сути тыловыми, и им ничего не угрожало, поэтому с 1678 г. российское командование решило посылать из них на полковую службу по очереди по тысяче городовых стрельцов и пушкарей. Так полк Г.И. Косагова стал "копейного и рейтарского и солдатского строю". 

Но теперь возмутился Ульф: как так, Косагов генерал-майора получил позднее, но у того престижные копейщики есть, а у него, "старого и заслуженного генерала" - нет... Ромодановский вновь нашел "соломоново решение": он взял у Косагова несколько рот копейщиков (вероятно из белгородцев и тех уездов, что были в рейтарах у Ульфа) и передал их отдельной шквадроной в рейтарский полк Ульфа. И у того под командой тоже оказался полк "копейного и рейтарского и солдатского строю". С точки зрения списка (росписи) полков "нового строя" это выглядело так:
- копейный полк г-м Г.И. Косагова, при нем рейтарская шквадрона Е. Марлента
- копейная шквадрона и рейтарский полк Ф. Ульфа
...
- солдатский полк г-м Ф. Ульфа
...
- солдатский полк г-м Г.И. Косагова

За отличия в походе 1678 г. и успешные действия против крымских татар и казаков Ю.Б. Хмельницкого зимой 1679 г. Г.И. Косагов в марте 1679 г. получит полного генерала, но это уже совсем другая история...

Комментариев нет:

Отправить комментарий