вторник, 3 апреля 2012 г.

Strength of the Russian infantry at Gemauerthof, 16 July 1705

In RGADA I found a report about strength of GM Chamber's Brigade at the battle of Gemauerthof & it's losses. The numbers doesn't meet with numbers from Chamber's report which I used in my previous post. Chambers gives only total numbers for all 3 regiments without any details. The reason of the difference could be various detachments. For example, 2 officers & 193 NCOs & privates stayed at Druja with train.

REGIMENT:
Schenebeck
Povish
Lange
TOTAL
Colonel
0
0
1
1
Lieutenant-colonel
1
0
1
2
Major
1
1
1
3
Captain
4
6
7
17
Poruchik (lieutenant)
8
9
10
27
Praporshik (ensign)
7
7
7
21
Regimental  Quartiermeister
1
1
0
2
Regimental Adjutant
1
0
0
1
NCOs & privates
692
979
935
2606
TOTAL
715
1003
962
2680

Численность пехотных полков бригады Чамберса в сражении при Мур-музе. 
В РГАДА я нашел ведомость численности 3 полков Чамберса, вкл. потери в бою при Мур-музе. Итоговые цифры не бьются с данными из письма Чамберса от 6 августа (подлиник в Кабинете ПВ, напечатано Волынским), которые я приводил в одном из предыдущих постов. Надо отметить, что у Чамберса даны только итоговые цифры без деления по полкам. Расхождения вероятнее всего связаны с откоммандированием чинов, например в Друе с обозными телегами остались 2 офицера и 193 нижних чина.
Полк:
Шенебек
Повиш
Ланг
ВСЕГО
полковник
0
0
1
1
подполковник
1
0
1
2
майор
1
1
1
3
капитан
4
6
7
17
Поручик
8
9
10
27
Прапорщик
7
7
7
21
Полк квартирмейстер
1
1
0
2
Полк адъютант
1
0
0
1
Урядников и рядовых
692
979
935
2606
ВСЕГО
715
1003
962
2680

6 комментариев:

  1. А на какую дату эта ведомость?

    ОтветитьУдалить
  2. Ведомость от 3 августа, в ней по каждому полку дано "было в бою", "с бою не явилось" и "явилось". В данном сообщении я выложил только данные о численности в бою, потери чуть позже, когда дойду до самого боя. Из полков больше всего потери Лангов и Повиша, оба почти по 45%. У Шенебекова - 15%. Исходя из этого можно предположить их место в боевом порядке.

    Кстати, для сравнения:
    - в полку Шенебека на 2 мая 1705 1 159 урядников и рядовых

    ОтветитьУдалить
  3. То есть Вы расположили Повиша на правом фланге пехоты по признаку доли потерь?

    Кстати, Пётр писал Огильви 17.08, что с последнего письма (3.08?) с 500 человек сошлось из лесов. Среди них должна быть значительная доля пехоты, не вошедшая в эту ведомость.

    ОтветитьУдалить
  4. В истории с пехотой много неясного, см хотя бы разницу в численности полка Шенебека в мае и июле. Точных боевых потерь нет, не забудьте, что поле боя осталось за шведами. Поэтому есть те "кто были", "кто не явился" (убит, ранен, пленен, дезертировал, отбился от своих...) и тех, "кто явился". Причем эти три категории не бьются друг с другом. Ни у одного полка! Часть людей, понятно, осталось с обозом в Друе и Олькениках, возможно была еще одна стоянка/временная база с частью обоза в Мезотене

    Еще один занятный факт: в письме от 6.08 к которому приложена его версия ведомости от 3.08 Чамберс пишет, что всех оставшихся в строю он разобрал и свел в один сводный полк Ланга. По идее это означает, что полки Шенебека и Повиша расформировали. Однако в сентябре все 3 полка в наличии, правда по одному батальону общей численностью (все 3) 950 чел, хотя "с боя вернулось" минимум 1 650 чел. Видимо предложение со сводным полком не прошло.

    И в дополнение по поводу отставших: в октябре в гарнизоне Митавы указана "винная рота" в 84 чел. Как туда отбирали - не знаю, можно только гадать

    ОтветитьУдалить
  5. Шведы доложили о трофеях: 1 штандарт и 8 ротных знамён (ещё что-то подобрали местные жители). Знать бы, каких полков... Возможно, те, кто потерял знамёна и были расформированы до изготовления новых.
    Нордберг пишет всего о 40 русских пленных, в т.ч. 1 капитане.

    ОтветитьУдалить
  6. Драгунское знамя потеряно полком Мещерского, см его фото в одном из моих более ранних постов по драгунским знаменам. Кто из пехотных полков потерял знамена -хз. Я нигде упоминаний не встречал. Также мне не удалось у шведов найти их изображения или описания. Учитывая,что знамена всех 3 пехотных полков были изготовлены после 1703 года - на них могло быть изображено все, что угодно. Кстати, 8 знамен потеряно и по русским и по шведским данным, т.е. Местным жителям ничего не досталось -)

    ОтветитьУдалить