Моя рецензия на статью Шаменкова (ссылка) вызвала неоднозначную
реакцию, и по просьбе К. Нагорного на зеленом форуме была открыта отдельная
ветка для обсуждения вопроса с "венгерским" платьем (ссылка). Однако содержательной
дискуссии у «форумных экспертов», к сожалению, как обычно не получилось. Между тем, тема
введения "венгерского" платья оказалась занятнее, чем я изложил в
своей рецензии.
Ниже приведен отрывок из 1-го тома
Русского военного костюма (сс. 37-41), посвященный введению
"венгерского" платья. Данный текст представляет собой посмертную
публикацию авторского варианта С. Летина без каких-либо правок. Примечательно,
что данная работа использовалась С. Шаменковым при подготовке его статьи
(ссылки 8, 12, 18 и 45), однако отмеченные мною явные хронологические неувязки
не были им учтены. Итак...
Летин С. Петровская реформа костюма
1698-1725 (отрывок)
4 января 1700 года Петр издал Указ
предписывавший «Боярам и Окольничим и
Думным и Ближним людям и Стольникам и Стряпчим и Дворянам Московским и Дьякам и
Жильцам и всех чинов служилым и приказным и торговым людям и людям Боярским, на
Москве и в городах, носить платье Венгерские кафтаны, верхние длиною по
подвязку, а исподние короче
верхних, тем же подобием; и то платье
кто успеет сделать носить с Богоявленьева дни (6 января - С.Л.) нынешнего 1700 года; а кто к тому дни
сделать не успеет, и тем делать и носить с нынешние сырные недели (начало
февраля - С.Л.)».[i]
Нетерпеливый Петр определил в Указе явно нереальные сроки его выполнения.
20 августа того же года вышел новый Указ с
предписанием: «Для славы и красоты
государства и воинского управления всех чинов людям, опричь духовного чина и
церковных причетников, извощиков и пахотных крестьян, платье носить Венгерское
и Немецкое, ... чтоб было к воинскому делу пристойное; а носить Венгерское
бессрочно для того, что ... указ сказан был прежде сего; а Немецкое носить
декабря с 1-го числа 1700; да и женам и дочерям носить платье Венгерское и
Немецкое января с 1-го числа 1701 года, чтоб они были с ними в том платье
равные ж, а не разные».[ii]
В новом Указе, в отличие от предыдущего, помимо «венгерского» упоминалось
«немецкое» платье, также впервые содержались распоряжения относительно женской
одежды и попытки идеологического обоснования предпринимаемой реформы.
Современник Петра И.А.Желябужский в своих записках датирует этот Указ 26
августа и сообщает, что его иллюстрировали повешенные у столичных ворот «Чючелы, сиречь образцы платью».[iii]
Образцовые кафтаны - 15 «французских» и 15 «венгерских» - были изготовлены
портными, собранными по Указу от 17 мая 1700 года на Генеральном дворе в селе
Преображенском для шитья новых военных мундиров.[iv]
В
декабре 1701 года появился следующий Указ: « Боярам и Окольничим и Думным и Ближним людям
и Стольникам и Стряпчим и Дворянам Московским и Дьякам и Жильцам городовым и
Дворянам и детям Боярским и Гостям и приказным людям и драгунам и солдатам и
стрельцам и черных слобод и всяких чинов людям Московским и городовым жителям,
и которые помещиковы и вотчинниковы крестьяне приезжая, живут на Москве для
промыслов, кроме духовного чину, священников и дьяконов и церковных причетников
и пашенных крестьян, носить платье Немецкое, верхнее - Саксонское и
Французское, а исподнее - камзолы и штаны и сапоги и башмаки и шапки Немецкие,
и ездить на Немецких седлах; а женскому полу всех чинов, также и попадьям и
дьяконицам и церковных причетников и драгунским и солдатским и стрелецким женам
их и детям носить платье и шапки и кунтуши, а исподние бостроги и юбки и
башмаки Немецкие ж, а Русского [платья] и
Черкасских кафтанов и тулупов и азямов и штанов и сапогов и башмаков и шапок
отнюдь никому не носить, и на Русских седлах не ездить, и мастеровым людям не
делать и в рядах не торговать. А буде кто с сего Его Великого Государя указу
станут носить платье штаны и сапоги Русские и Черкесские кафтаны и азям и
тулупы, также на Русских седлах ездить; и с тех людей в воротах целовальникам
имать пошлину, с пеших по 15 алтын по 2 деньги, с конных по 2 рубли с человека;
также и мастеровые люди платье и сапоги и башмаки и шапки и седла Русские станут
делать и в рядах торговать: и тем людям, за ослушание их, учинено будет
жестокое наказание».[v]
Важное отличие этого Указа от прежних составляли карательные санкции,
предусмотренные за его невыполнение. Через три года, в декабре 1704, Указ был
повторен с незначительными изменениями.[vi]
Во избежание нарушений, связанных с
запретом ношения русского платья, продукция портных, шаповалов и сапожников
должна была строго соответствовать установленным образцам, за чем предлагалось
наблюдать «выборным» от купечества. Если товар отвечал необходимым требованиям,
он клеймился и лишь после этого поступал в лавки для продажи.[vii]
Эти правила были подтверждены Указами 1713 и 1714 годов.[viii]
Решительные меры Петра по ускорению
европеизации облика россиян не принимали в расчет ни особенностей климата, ни
экономических возможностей населения, не говоря уже о национальном характере и
традициях. Вполне естественно, что выполнение указов о брадобритии и немецком
платье натолкнулось на достаточно активное, тайное и явное сопротивление как
«хранителей старины», так и значительной части населения… Тогда же [летом 1705]
вспыхнуло восстание в Астрахани, участники которого говорили: «Стали мы в Астрахани за веру христианскую, и
за брадобритие, и за немецкое платье, и за табак, и что к церквам нас и наших
жен и детей в русском старом платье не пущали, а которые в церковь Божию
ходили, и у тех платье обрезывали и от церквей Божии отлучали и выбивали вон».[ix]
О случаях неисполнения указов в 1708 году сообщалось в распространенных по
Москве подметных письмах на имя царя: «Бояре
и другому указу твоему непослушны, о русском платье: как ты приедешь к Москве,
и при тебе ходят в немецком платье, а без тебя все боярские жены ходят в
русском платье и по церквам ездят в телогрейках, а наверх одевают юпки, а на
головах носят не шапки польские, неведомо какие дьявольские камилавки, а если
на ком увидят шапку или фантаж (фонтанж – С.Л.), то ругают и смеются и называют недобрыми женами тех, кто ходит по
твоему указу. ... Как царь Федор Алексеевич приказал охабни переменить, и в
один месяц переменили и указу его не ругали, а твой указ ни во что не ставят, в
семь лет не переведут».[x]
В 1713 году архангелогородский вице-губернатор А.А.Курбатов доносил Петру: «...в губернии же ... всяких чинов люди едва не
все платье носят старинное и бород не бреют».[xi]
Столь явное неприятие «костюмной»
реформы вынуждало Петра в отдельных случаях идти на уступки. В 1705 году в
ответ на многочисленные челобитные жителей сибирских городов с просьбами «для
скудости их» разрешить ношение старинного платья, царь указал: «Посланные наши Великого Государя грамоты все
отставить, и по ним ничего не чинить».[xii]
Таким образом, материалы Летина
позволяют дополнить те вопросы и нестыковки, на которые я указывал в своей
рецензии на статью Шаменкова:
- январь 1700, указ о «венгерском»
платье
- март-апрель 1700, постройка
мундира для большинства новоприборных полков
- 17 мая 1700, указ о постройке
образцовых «венгерских» и «французских» кафтанов
- кон мая 1700 (точная дата
неизвестна), утверждение «венгерского» кафтана как основного для армии
- июль 1700, указ о строении образцовых женских «портищ» и
размещении их «у Белого города и Китая по воротам»
- 20 августа 1700, указ о ношении
служилыми людьми "венгерского" и "немецкого" платья.
Желябужский упоминает, что для иллюстрации данного указа в конце августа у
городских ворот были выставлены чучела с образцовыми платьями. Для январского
указа таких упоминаний нет
- декабрь 1701, указ о ношении
"немецкого" платья, "венгерское" уже не упоминается
Получается, что с высокой степенью вероятности, массового «внедрения»
«венгерского» платья в русском обществе так и не произошло. А весной 1700 для армии пошили мундиры
какого угодно образца, кроме «венгерского».
См также:
- И еще раз о "венгерском платье", теперь в январе 1700 (ссылка)
[i] - Полное собрание законов Российской империи
(далее ПСЗ), т. IV, СПб,1830, № 1741.
[ii] - Брикнер А.Г. История Петра Великого, Т. 1,
М., 1996, с. 230 - 231.
[iii] - Россия при царевне Софье, с. 286.
[v] - ПСЗ, т. IV, № 1887.
[vi] - ПСЗ, т. IV, № 1999.
[vii] - ПСЗ, т. IV, № 2175.
[viii] - ПСЗ, т. V, № 2874.
[ix] - Соловьев С.М. Указ. соч. с. 106.
[x] - Там же, с. 330 - 331.
[xi] - 200-летие Кабинета Его Императорского
Величества. 1704 - 1904, СПб.,1911, с.
[xii] - ПСЗ, т. IV, № 2132.
Мне уже несколько человек задали вопрос: почему я пишу в блоге, а не на том же зеленом форуме? Ответ прост: не хочу пачкаться о последствия советско-испанской дружбы (с). Брезгую, да и в целом психически неадекватных людей стараюсь избегать...
ОтветитьУдалить