воскресенье, 16 февраля 2014 г.

Action at Wolthert (Howelshoff) on 7/17 May of 1708

Source: Hoglund L-E. Great Northern war 1700-1721.
Colours & uniforms. Karlstadt. 2001.
In May of 1708 Russian general Bauer raided Swedish Livland with a Corps of 2,000 Dragoons & unknown number of Cossacks & Kalmyks. On 6 May of 1708 his vanguard destroyed Swedish guard of 21 men at Eglach (?) & took 12 captives (a lieutenant, wachmeister, 10 privates). They told that Swedish dragoon battalion under lieutenant-colonel Bromsen stayed in 3 miles at Wolthert (Howelshof in Swedish sources).
Livland dragoon battalion (Livlandsk dragonskvadron) was raised in 1700 from tenant farmers on crown lands in Livland. Its first commander was H.C. von Buddenbrock, from 1704 M. von Bromsen. It consisted of 4 coys & in 1708 had “doubled” number of officers. It’s exact strength in May of 1708 is unknown.
Bauer decided immediately to attack Bromsen troops. But his approach was found by Swedes & most of them escaped. Russians captured only 14 men, incl. Bromsen (he was shot in the back), a company quartiermeister, a company clerk & 11 privates. Also they took Bromsen’s papers & regimental rolls. Captives told that there were around 100 Swedes at Wolfert. Evidently there quartered only one or two companies of the Bromsen’s battalion.
Bauer sent on 9 May a report about the action & attached captive’s talks & captured papers. He wrote that the total number of captives was 26 (12+14). Swedish sources confirm his data. They estimate Bromsen’s total losses at around 40 men. Bromsen was succeeded by his Major Hans Rosen. By the May of 1709 the battalion was of 466 men in 6 coys.
But then Menshikov decided to use this case for the official propaganda. On May 17 he wrote a relation that Russians took in an action in Livland 492 Swedes. A list of “captives” was attached. Evidently he used one of the Bromsen’s rolls or tables. Then this relation was officially printed in Moscow on 24 of May. On 26 of May British ambassador Whitworth reported about this victory to his government. The work was done.   

Бой у Вольферта (Хофельсхофа) 6/17 мая 1708.

Письмо Боура от 9 мая 1708
НАЖМИТЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ
Занимаясь боями в Прибалтике в годы ВСВ, вспомнил занятный эпизод с боем под Вольфертом/Хофельсхофом в мае 1708  г. Ранее пару лет назад я уже писал о нем на зеленом форуме (ссылка).
В начале мая 1708 г. Боур в очередной раз провел рейд в глубь шведской Лифляндии. Соединившись 2 мая у мызы Гавьи с бригадой г-м Штольца, он двинулся со сводным отрядом в 2 000 драгун и неизвестного числа казаков и калмык в сторону Риги. 6 мая его казаки и калмыки уничтожили в мызе Эглях шведский караул в 21 чел., захватив 12 пленных (поручик, вахмистр, 10 рядовых). От них Боур узнал, что в 3 милях оттуда в мызе Волферт стоит драгунский батальон подполковника Бромсена, и принял решение немедленно его атаковать.
Лифляндский драгунский эскадрон (батальон) Бромсена был сформирован за счет арендаторов королевских земель в 1700 г. Его первым командиром был подполковник Г. Будденброк, с 1704 – М. Бромсен. Эскадрон (или корректнее – батальон) состоял из 4 рот, общей численностью 387 чел. С 1701 в шведской кавалерии было введено «двойное» количество офицеров, т.е. по 2 ротмистра (капитана у драгун), поручика и корнета (прапорщика) на роту.

Русские застали шведов на постое, и большинство лошадей были на выпасе. Судя по указанной в письме Боура численности шведов (около 100 чел.), в Волферте стояла всего одна, максимум две роты батальона. Однако шведам, видимо, все-таки удалось обнаружить подход русских, и большинство из них успели спастись бегством. Бромсен также попытался бежать, но был ранен в спину из пистолета и был пленен, вместе с ним в плен попало еще 13 чел. (квартирмейстер, писарь и 11 рядовых). Русские потери, по данным Боура, составили всего 1 чел. раненым. В числе прочих трофеев русскими, видимо, были захвачены и какие-то полковые бумаги шведов, включая списки драгунского батальон Бромсена.
Шведские источники подтверждают и ход боя, и, в целом, потери. Кол-во пленных, по их данным, составило 40 чел. Нордесван упоминает о разгроме батальона при Говельсхофе и пленении Бромсена1, у Хоглунда об этом ничего нет2. Вместо Бромсена командование батальоном в мае 1708 принял майор Ганс Дитрих Розен. К маю 1709 батальон был переформирован в 6 рот и насчитывал 466 чел.  
Письмо о бое при Вольферте было отправлено Боуром 9 мая 1708 г., текст приведен в 7 томе «Писем и бумаг Петра I»3. В письме четко описаны обстоятельства боя, данные о численности шведов (чуть больше 100 чел.) и кол-во пленных (26 чел. в двух боях). Вместе с отчетом Боуром были отправлены допросы пленных и, видимо, захваченные шведские бумаги.
Далее начинается самое интересное. Петр I в своем письме Ф.М. Апраксину от 15 мая сообщает об этом боестолкновении и прикладывает отчет Боура. Затем 17 мая уже Меншиков пишет Я. Брюсу из Александровичей об успешной акции 6 мая в 10 милях от Риги и прикладывает к ней «Реестр что на нынешней в лифляндах Потребе взято шведов полон». Этот реестр был опубликован Д.Ф. Масловским дважды, в 1891 и 1892 годах, причем эти две публикации отличаются друг от друга. В публикации 1891 года «Реестр» выглядит следующим образом4:
Письмо Меншикова от 17 мая 1708
НАЖМИТЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ
Итог в документе неправильный, вместо «всего 492» при подсчете получается 387 чел. Также исходя из этого документа получается, что русскими был полностью уничтожен весь 4-ротный драгунский батальон, что, как мы знаем, неверно. По всей видимости, в письме Меншикова приведены данные из захваченного при Волферте списка (табели) батальона Бромсена. Имея на руках и отписку Боура и табель, Меншиков, видимо, решил приукрасить результаты боя, и в дальнейшем в варианте Меншикова реестр был использован в официальной пропаганде. 24 мая его напечатали в Москве в Ведомостях:
Ведомости от 24 мая 1708 г.
НАЖМИТЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ
Пропаганда достигла своей цели, и уже 26 мая об этой победе сообщал Витворт в своем письме английскому правительству5. Примечательно, что сохранился еще один вариант этой же самой реляции, опубликованный тем же Масловским в следующем 1892 году. Начало документов совпадает, отличается лишь приписка в конце:
«Роспись на нынешней в лифляндах потребе взято шведов полон
 … (текст аналогичен приведенному выше) …
наших на той потребе токмо один вахмистр ранен, а никто не убит
В подъезде взято на караул:
Поручик
Вахмистр
Рядовых 10 человек
Подполковник Рамза (Бромсен - прим мое) ранен взят
ротный квартирмистр
ротный писарь
Рядовых 11 человек»6.
Т.е. реальные шведские потери показаны как результаты боя с шведским караулом.

Данный пример наглядно показывает, что ко всем данным, приводимым в официальных реляциях, надо относиться с осторожностью, т.к. они были частью «информационной войны». Это касается не только русских, но и в большой степени шведских реляций, в которых русские потери обычно указывались «многие тысячи». Наиболее яркий пример – королевская реляции о нарвской победе над 80-тысячной русской армией. На этом фоне «приписки» Шлиппенбаха и Левенгаупта выглядят вполне невинно.  

Примечания:
1Nordesvan C.O. Svenska armens regementen 1700-1718. // KFA. 1920. S. 75.
2 - Hoglund L-E. The Great Northern war 1700-1721: Colours & uniforms. Karlstad. 2001. P. 86.
3 – Письма и бумаги Петра I. Т. 7. Вып. 1. М. 1946. СС. 167-169.
4 - Масловский Д.Ф. Записки по истории военного искусства в России. Вып. 1. 1891. Приложения. С. 27. Также: Документальный фонд (архив) ВИМАИиВС. Фонд 2. Опись 31. Дело 38. Л. 30.
5 – Сборник Русского исторического общества. Т. 50. СПб. 1886. С. 13.

6 – Северная война. Документы 1705-1708 гг. С.- Петербургъ. Сборник военно-исторических материалов. Выпуск 1-й (ред. Масловский Д.Ф.). СПб. 1892. СС.

4 комментария:

  1. There actually exists a very detailed list of the squadron's strength just after this encounter (dated 16 May 1708) in LVVA, fond 7349, op. 2, vol. 243. Lost wounded and sick were around 60 officers, non-commissioned officers and soldiers, while about 485 were present

    ОтветитьУдалить
  2. The place was called Wolhlfahrt (Latvian Ēvele). The skirmish and the discrepancies between subsequent Swedish lists of the squadron and the published Russian version was also discussed by Bienemann in his "Die Katastrophe der Stadt Dorpat während des Nordischen Krieges" (1902), pages 157 ff.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Thank you very much for the additional info & reference to Bienmann's work! I checked it. Bienemann wrote (S. 159) that Swedish total loss was 63 men (1 lieutnant-colonel, 1 lieutenant, 4 NCOs, 3 hoboisten, 54 dragons) & 101 horses. The dragoon battalion was of 494 men on 19 May 1708: 21 officers, 28 NCOs, 7 'stab' persons, 438 dragoons

      Удалить
    2. Yes, the document I mentioned is the same Bienemann used,

      It is perhaps worth mentioning that Brömsen's "regementsauditör" was none other than Erik Barthold Gummert, brother of "Narva-Gummert".

      Удалить