суббота, 19 мая 2012 г.

Condition of Noteburg fortress by 1700 (from E. Dahlbergh & K.M. Stuart reports)


(I would like to thank B. Nilsson for his kind permission to use his materials. The post is based on his thesis presented at the conference hold in the Artillery Museum in S.Peterburg on 17 May 2012).  
Geometrisch Plaan af Fästningen Nöteborgh Anno 1697
(Swedish Kriegsarkivet)
Swedish Quartermaster General Erik Dahlbergh made in autumn of 1681 an inspection of the Karelia, Ingria & Baltic provinces fortress. He visited Noteborh on 20 October 1702. In his report presented to Carl XI Dahlbergh claimed that Noteborg had not been repaired in the last 30, 40 or more years and was in danger of total collapse. (This statement can however be questioned, as the garrison commander Jacob Sprengtport in the same year presented a detailed list of the repairs made during the previous five years, see Krigsarkivet. Krigskollegiets brevböcker 1681-82, P. 341 ff.). In Dahlbergh’s opinion Nöteborg was a very important position and “the key to the Ladoga”, but the damage caused to walls and towers by rain and water were so great that it would be very expensive and time consuming to bring the fortress into an adequate state. The so called “Svarta Rundeln” (Black Tower) was particularly poor, with major cracks running from the top to the foundation. It was, Dahlbergh concluded, necessary to tear down the tower and rebuild it entirely. (Dahlbergh’s observation is corroborated by a testimony from the summer of 1679, when Johan Staël von Holstein informed the Governor General in Narva that there were five major cracks in the tower, see RA. Livonica II, vol. 360). Another problem was the many wooden buildings inside the fortress as any fire could have devastating consequences.  Something should also be done about a few small islands on the southern side of the fortress, particularly the so called “Kyrkholmen” where according to Dahlbergh siege batteries had been placed during the Swedish-Russian war in the late 16th century.  
Dahlberghs report caused an immediate reaction. Two days after the Quartermaster General had briefed Charles XI, the latter instructed Governor General Schultz in Narva to make sure that “Kyrkholmen” was removed, the moat surrounding the castle cleaned up and stone brought to Nöteborg so that necessary repairs could be carried out.
In 1697 Governor General of Ingria, Field Marshal Otto Wilhelm von Fersen replied on 7 June. As far as Nöteborg was concerned Fersen noted that “Svarta Rundeln” was practically restored to its former strength and height. It was therefore not necessary to do more in that area, but the wall near the garrison commander’s house was in need of repairs and the walls should be given a protective roof, a work von Fersen already had begun.
List of Stuart's report, 10 June 1699
Лист из отчета Стюарта
(kindly provided by B. Nilsson)
In 1699 Carl Magnus Stuart was sent on a tour of the Baltic provinces. He spent 8 days in Nöteborg and made several drawings of the fortress and maps of the surrounding area. He also began the construction of new fortifications. On 10 July he even wrote an instruction for the defense of the fortress, a document of considerable interest as it was later presented during the investigation of the circumstances surrounding the surrender of Noteborg in 1702. Stuart pointed out that no regular siege was possible, so regardless of how the enemy would go about attacking the fortress everything would in the end be decided by the ability of the garrison to withstand a direct assault. The very high walls and towers would make such an attempt difficult. One key point was the gate. Should it be damaged or ruined by artillery fire from the northern shore of the Ladoga this could be countered by filling the entire area with stone and soil, thereby making any entrance impossible. The main danger was instead, Stuart believed, an attempt to force Noteborg to surrender by closing all supply routes. It was consequently imperative to make sure that gunpowder, ammunition, provisions and the garrison itself were protected from enemy bombardment. This could best be done in the newly rebuilt “Svarta Rundeln”, which was constructed to withstand such fire. The bottom floor of other towers could also be used as storage areas if the towers were strengthened by filling one of the floors above with soil and timber and the underlying vaults strengthened by vertical wooden stanchions in great numbers. If everything was done properly Stuart believed Noteborg could hold out for a long time.
Состояние крепости Нотебург к 1700 г. (по отчетам Э. Дальберга и К.М. Стюарта)
(Я хотел бы поблагодарить Б. Нильссона за разрешение использовать его материалы в своем блоге. Печатный вариант его статьи смотри также в 3 томе материалов конференции «Война и оружие: новые исследования и материалы», прошедшей 16-18 мая в Арт музее в С-Петербурге (ВИМАИВиВС). В его докладе были использованы материалы и иллюстрации, невошедшие в печатный вариант, но приведенные в материале ниже. Обратите внимание, что английский и русский варианты поста не совпадают, я не делал дословного перевода, плюс в русском варианте использовал цитаты из статьи Кирпичникова).  
В отношении Нотебурга накануне Великой Северной войны сохранились 2 уникальных шведских документа, описывающих его состояние и анализирующих возможность обороны крепости. Один – инспекционный отчет Э. Дальберга 1681 г. (материалы использованы в статье Кальюнди Е.А., Кирпичников А.Н. в 1975 г.), второй - отчет К. М. Стюарта 1699 г. (материалы приведены в докладе Б. Нильссона на конференции в Арт музее 16-18 мая 2012 г.)

Осенью 1681 г. Эрик Дальберг провел инспекционную поездку по Карелии, Ингрии и Прибалтике, проверив состояние основных крепостей. Он выехал из Стокгольма 26 сентября, 11 октября он прибыл в Выборг, 14 — в Кекогольм, 17 — в Нюен, 20 — в Нотебург, 21 — снова в Нюен, 25 — в Копорье, 27 — в Яму. С 27 октября по 9 ноября он находился в Нарве и Ивангороде и через Яму, Копорье, Нюен и Выборг возвратился в Шве­цию. 10 декабря отчет о поездке был закончен и 18 декабря вместе с поясни­тельными планами передан Карлу XI. В 1682 г. документ был утвержден, а с 1684 г. изложенные в нем рекомендации приня­ты к осуществлению с целью укрепления всей пограничной ли­нии от Нарвы до Кексгольма. Правда, к началу Северной вой­ны многое из задуманного так и не успели осуществить.
Plan of Noteborg, 1699
План Нотебурга, 1699
(Swedish Kriegsarkivet)
О Нотебурге Дальберг пишет следующее: «Это отличное место и ключ к Ладожскому озеру, запущено и заброшено, так как в течение 30, 40 или более лет здесь не производилось совершенно никаких ремонтных работ». А так как плитняковые стены стоят без кровли, они «на всей протя­женности потрескались внутри и отделились одна от другой так, что стоят под наклоном, а красивые, великолепные, свод­чатые, мощные башни также сверху до самой земли дали тре­щины, теперь все это привело к большому ущербу». Далее автор реляции сообщает также о рве внутри кре­пости и втором рве вокруг цитадели, «из которого сквозь арку на ладьях при русских можно было при желании попасть в реку и озеро (Ладожское) как с целью перевозки корреспон­денции, так для вылазок». Проведенные в 1968—1970 гг. в крепости Орешек археоло­гические раскопки привели к открытию описанных Дальбергом рвов, что позволило констатировать редчайший в русской средневековой практике случай существования крепости с внут­ренней гаванью для судов. При этом были обнаружены и во­рота с опускной решеткой, проделанные в крепостной стене у цитадели для прохождения этих судов. Насколько   внимательно   осматривал   Дальберг   островную крепость, показывает то, что от его внимания не ускользнула куча  нечистот,   возникшая   перед воротами,   крепости,   «где у врага   может   быть   плацдарм   и   где   он   может   разместиться поблизости от ворот и входа  с  какой-нибудь сотней  людей». Восхищенный мощью древней крепости  (речь идет о постройке московских военных инженеров начала XVI в.)   и одновремен­но раздосадованный ее низким санитарным состоянием, Даль­берг рекомендовал   снести злополучную   кучу,   а также   «как ради свежей воды, так и на случай пожара, особенно при оса­де», возможно скорее очистить от грязи внутрикрепостные рвы. Прямо   не   упоминая  о   необходимости,   видимо,  само   собой разумеющихся  починок   стен  и  башен,   Дальберг  советует до­полнительно укрепить ворота «добротным  равелином» и рвом и снести ближайший к крепости и удобный для штурмующих батарей Церковный остров (Kyrkholmen).
7 июня 1697 губернатор Ингрии фельдмаршал О.В. Ферзен доложил Дальбергу, что укрепления Нотебурга практически восстановлены. Осталось только починить участок стены у домика коменданта, и сделать на стенах кровлю – все указанные работы были уже начаты.
В июне 1699 Нотебург в ходе своей инспекционной поездки посетил К.М. Стюарт. В своем отчете от 10 июля он отметил следующие моменты:
        Регулярная осада крепости невозможна
        Все будет зависеть от способности гарнизона выдержать штурм. Высокие стены и башни давали хорошую защиту, но следовало обратить особое внимание на оборону и укрепления ворот.
        Голод – большая угроза, нежели прямая атака
        Запасы продовольствия и боеприпасы надлежит укрывать как можно тщательнее. Для этого он предложил использовать отремонтированную Черную башню (“Svarta Rundeln”)
В целом, Стюарт отметил, что Нотебург мог быть удержан в течение долгого времени. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий