вторник, 7 июня 2011 г.

Hubert Reitar regiment, 1632-34 (first Russian Reitar regiment raised during Smolensk was 1632-34)


Michal "Kadrinazi" Paradowski made a nice article about Polish Reitars in Smolensk war:
I decided to write about the only Russian Reitar troop in that war - Hubert Reitars
Hubert's Reitars encampement at Smolensk
Part of Hondius engraving
(click to enlarge)
First Russian Reitar regiment was created on 10 June 1632. It was formed from existed mounted companies of “foreigners” (in fact = reitars) & enlisted volunteers from Russian gentry. Regiment was commanded by a colonel Charles Samuel Hubert de Ettele (I am not sure in the last name). Hubert was a Frenchman, before Russian service he was lieutenant-colonel of reitars in Imperial army. At the creation the regiment consisted of 12 coys, 177 men each: Rotmistr (colonel, lieutenant-colonel & major in 3 senior coys), Poruchik (lieutenant), Praporshik (ensign), Kvartirmeister (quartermaster), 3 Brigadir (brigadier), 2 Podpraporshik (junior ensign), 167 Reitars, Trubach (trumpeter). In September-1632 a dragoon coy was added, & by summer-1633 the number of coys increased to 14 & totaled about 2,400 men.
Hubert Reitars were equipped & armed in western-style: helmet, double-plated cuirass, carbine, a pair of pistols, sabre or sword. All was manufactured & purchased in Europe. Dress & horses were reitar’s own. In Dec 1632 regiment got one white standard with gold fringe & tassels, 30 azure standards with azure silk fringe & a green standard with green fringe for the dragoon coy. In March 1633 regiment received one more white standard.
The regiment was completed by mid of July 1633 & left Moscow in the end of the month. It joined the siege army at Smolensk on 17 August 1633. Regiment was disbanded soon after the capitulation in June 1634.
Hondius in his “Explicatio…” (explanation) to the engraving wrote about Hubert’s regiment the following: “53. Encampment of Charles Hubert, a Frenchman from d’Ettele family. He had under his command Germans, French & about 600 [sic! By June 1633 it includes at least (!) 1,400 Russians] trained in German style Moskovites, totaled more than 2,000. Also he had a company of German harquebusiers. His encampment was pretty good”.

Рейтарский полк Эберта, 1632-34
 
 Первый русский рейтарский полк появился в 1632 г. Его основу составили имевшиеся роты «немцев», вооруженные и несшие службу по рейтарскому образцу. Указом от 10 июня 1632 Царь повелел «старого и новаго выезду немец строить в конную службу по-рейтарски, как в немецких государствах ведетца, а к немцам в прибавку писати руских охочих всяких служилых людей». Командиром нового полка 13 июня 1632 был назначен Шарль Самуэль Эберт (произведенный в полковники из подполковников тем же указом). Родом француз, до приезда в Москву – подполковник на австрийской службе. К 5 декабря 1632 в полку насчитывалось «дворян и детей боярских разных городов и новокрещен и татар и немец» 1 721 чел. Первоначально полк был разделен на 12 рот по 177 чел: ротмистр (в 3 старших ротах полковник, подполковник и майор), поручик, прапорщик, квартирмейстер, 3 бригадира, 2
подпрапорщика, 167 рейтар, трубач. Полковой штаб должен был включать в себя полкового квартермейстера, «ваганмейстера» - полкового обозника, полкового судью, полкового писаря, полкового лекаря с товарищами, 4 полковых трубачей, полкового профоса с товарищами, полкового седельного мастера и кузнеца. Почти все офицерские должности в полку получили иноземцы (кроме 1 поручика и 2 подпрапорщиков), многие из которых ранее служили в прежних ротах иноземцев. Уже в ходе формирования чиновная структура полка дополнилась подмайором или «ожидантом» Петром Клилянтом, смененным вскоре Азмусом Лескеном. В сентябре 1632 была добавлена драгунская рота, а к лету 1633 общее количество рот было увеличено до 14. По состоянию на июнь 1634 в полку насчитывалось не менее (!) 1 222 дворян и детей боярских, татар и новокрещен 79, белозерских казаков 128. Общая численность полка неизвестна, но кол-во офицеров и нестроевых была выше штатной (см Сташевский с. 129). Полк выступил из Москвы в конце июля 1633 и прибыл под Смоленск 17 августа 1633.  
Вооружение и снаряжение рейтарского полка было произведено и закуплено в Европе и выдавалось рейтарам из казны: шлем, двух-пластинчатая кираса, карабин, пара пистолетов, сабля или шпага. Рейтары служили со своими лошадьми и в своем платье. В декабре 1632 в полк Д’Эбера было выдано знамя из белой адамашки с золотыми кистями и бахромой и 30 знамен из лазоревой адамашки с бахромой из лазоревого шелка и в драгунскую роту знамя из зеленой веницейки с зеленой же бахромой. 16 марта 1634 рейтарскому майору Анцу Альбрехту Галинскому выдано знамя из белой травной адамашки с кистями и бахромой черными с серебром. Жалованье рейтара составляло 36 рублей в год. Первоначально испомещенным (т.е. имевшим поместье) рейтарам жалованье давалось на треть меньше (24 рубля), но с 1 августа 1633 для рядовых рейтар установили единое жалованье. Так же рейтары получали деньги за приведенных на службу боевых холопов: «а люди их, у ково в полку люди будут, таковы же коны и оружейны, а не в кошу, и тем указал государь давать на четь года по 6 рублей, а на месяц по 2 рубля».   
Лагерь полка Эберта изображен на гравированном плане Гондиуса, в «Пояснениях…» о нем написано следующее (по Даниловскому): «Стан полковника Карла Губерта, родом француза; фамилия де-Атель. Он имел под своим началом иностранцев, как-то немец, французов и 600 вооруженных по-немецки Московитян, всего более 2 000 чел. В его отряде находилась также рота немецких пищальщиков. Сей стан был укреплен весьма искусстно».
После капитуляции войск Шеина в июне 1634 полк Эберта был расформирован.

4 комментария:

  1. In Poland Hubert's name is sometimes written as d'Ebert and his name as Szarlej (sic!), also his reiters are quite often mentioned during fights

    ОтветитьУдалить
  2. Russians also pronounce & write in Cyrillic letters d'Ebert or similar, but I don't see his name in Latinic letters in any doc. Hondius wrote Hubert. It could be said in Russian as Abert. So, it seems to me that his right spelling was Hubert de Atel or Etel

    ОтветитьУдалить
  3. Володь, у меня в выписках значится:
    РИБ. Т. 8. СПб., 1884. Стб. 325-326. "Самуил Шарль Дехоберт (Эберт), полковник рейтар, 1639. Письма".

    ОтветитьУдалить
  4. Макс, я проверю, но насколько я помню, это переписка по поводу принятия Эберта обратно на русскую службу. Для ясности в вопросе его фамилии, точнее ее написания, необходимо найти какой-то документ с его собственной подписью. Попытки "гадать" на возможной транслитерации 100% результата не дадут. Hubert можно прочесть и как Уберт-Эберт, а про искажения латинский фамилий в русском делопроизводстве ты не хуже меня знаешь

    ОтветитьУдалить