пятница, 30 октября 2020 г.

"Отсель грозить мы будем шведу..." (подготовка к посольскому съезду со шведами в 1675)

 К 1676 г. между Россией и Швецией накопилось довольно много разногласий как в торговых, так и в политических делах (Стокгольм по понятным причинам поддерживал в РП "французскую" партию Яна III Собесского). Посольство графа Густава Оксеншерны, в составе которого в Россию приехал небезызвестный Эрик Пальмквист, проблем не решило, скорее только более ярко их обозначило. Под влиянием датчан в Москве все больше и больше склонялись к мысли воспользоваться сложным внешнеполитическим состоянием шведов (они в это время вели достаточно тяжелую войну с Данией и Бранденбургом), и попытаться получить территориальные и торговые преференции. Очередной посольский съезд назначили на осень 1675 г.

В Москве решили подойти к этому делу серьезно, и отмобилизовать для "посольской встречи" весь Новгородский разрядный полк, а саму ответственную миссию поручить 31 июля кн. И.А. "Тарарую" Хованскому и его сыну кн. А.И. Хованскому. Как я уже ранее упоминал, по разбору 1672 г. Новгородский разрядный полк должен был насчитывать 10,5 тыс. чел.: 1125 дворян и детей боярских и казаков «сотенной службы», 271 начальный человек полков «нового строя», 417 гусар (отдельный полк из пяти рот), 388 копейщиков (также отдельный полк из пяти рот) и 3053 рейтар в трех рейтарских полках, 2169 солдат из даточных в двух солдатских полках, тысяча сомерских солдат («велено быть у наряду и припасов Большого обозу») и 2500 городовых стрельцов («которые по очереди быть у него боярина в полку»). Кроме этого, с помещиками «сотенной службы» несли службу 2025 «боярских людей» (ссылка).

В 1675 г. новгородцев решили отмобилизовать по полной. Правда гусарский полк почему-то решили не собирать. Копейным видимо командовал полковник Андрей Цей, тремя рейтарскими - полковники Яков Бильс, Ульрих Шниттер и Степан Уваров, солдатскими (Псковским, Новгородским и Олонецким) - Яган/Иван Трейден, Михайло Вестов и Иван Кегелкин. Стрельцов по наряду должно было быть 2,1 тыс. чел. в 4 приказах: новгородских 600, псковских 1320, олонецких 150 и старорусских 30. Двумя псковскими командовали головы Василий Хрипунов и Василий Офросимов. Вместо олонецких и части новгородских стрельцов на службу погнали сводный приказ из 190 луцких стрельцов и 200 торопецких под командованием луцкого стрелецкого головы Матвея Марышкина. Но уже в августе 1675 г. на его место царским (!) указом был назначен голова московских стрельцов Родион Челюсткин. 

За год до этого, осенью 1674 г., новгородцев в полном составе гоняли в Севск "по турецким вестям", но как тогда проходила мобилизация и сбор - непонятно, т.к. в 1675 г. в Новгородском полку недоставало значительного кол-ва оружия и снаряжения: 3143 карабинов и столько же пар пистолетов, 1939 лат (вероятно, рейтарских), 5 копейных и 30 рейтарских знамен, 308 копейных значков (для конных копейщиков), 30 солдатских знамен, 60 труб, 90 алебард, 30 протазанов, 90 баранов и др. В солдатских и стрелецких полках не было пик («списк долгих») и полупик, и вместо них во Пскове должны были выдать 2 тыс. бердышей. Из Москвы также было прислано по 2 тыс. карабинов и пар пистолетов. Необходимые алебарды и протазаны были изготовлены на месте во Пскове. Плюс не было полковых орудий (по 5 в каждый солдатский полк). 

В общем, силы планировали мобилизовать приличные, и демонстрацию провести солидную. Для сравнения: у шведов в Прибалтике с учетом гарнизонов крепостей было менее 5 тыс. чел. Но осенью 1675 г. посольство Крейца так и не приехало, и "посольский съезд" перенесли на следующий 1676 г. К тому моменту Новгородским полком уже командовал окольничий кн. Иван Борисович Троекуров, но это уже другая история. 




2 комментария:

  1. Сволочи! Вот чего им стоило приехать и описать в реляции коварных московитов во всей красе, на радость историкам будущих веков!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну, судя по росписи отсутствующего имущества - хорошо, что не приехали )). Посольский съезд состоялся в следующем 1676 г., о сборе новгородцев на это действо я напишу как-нибудь попозже. Наткнулся я на эти документы занимаясь Чигирином-1678, и пытаясь разобраться в составе Новгородского полка и посылок знамен и прочего имущества в армию Ромодановского. Дело в том, что в Иноземном приказе на его запрос о присылке имущества и вооружения в полки ответили отпиской в духе: мы вам в 1676 вон сколько всего отправили, куда вы это все дели? А в отписке было указано вместе то, что отправили и новгородцам и белгородцам. В общем, пришлось разбираться.

      Удалить