понедельник, 19 декабря 2011 г.

Khowanskiy’s Corps in Ukraine, 1704


Corps under kniaz Peter Khowanskiy was formed in May 1704 to protect left-bank Ukraine in a case of Swedish advance. It consisted of (paper strength):
-          Moscow noble levy, 1 544 men
-          Slobodskie Cossacks – 3 810 men
-          Foot regiment under col. Ivan Speshnev (10 coys, 1 055 men, 4 3-pdr cannons)
-          Streltzy regiment (converged) lieutenant-colonel Zotov (10 coys, 867 men, 3 regimental cannons)
-          Part of Kursk Streltzy regiment lieutenant-colonel Kolpakov (3 coys, 209 men, 2 2-pdr cannons)
Total paper strength is about 7 500 men but in reality it was much less due to the deserters. The Corps didn’t participate in any actions in 1704.
Корпус П.И. Хованского на Украине, май-октябрь 1704.
Весной 1704 «для охранения украинных городов и Каменного затона и тамошних краев от прихода короля свейского» был собран корпус П.И. Хованского в который вошли 1 солдатский и 2 стрелецких полка, московские чины и слободские казаки. Сбор корпуса был назначен на 30 мая, но в реальности сроки затянулись: московские чины съезжались крайне медленно, а солдаты постоянно разбегались. Всего в корпусе по наряду было около 7,5 тыс. чел: 1,5 тыс. московских чинов, 3,8 тыс. казаков и около 2,2 тыс. солдат и стрельцов. Артиллерия, видимо, только 9 2-фунтовых и 3-фунтовых полковых орудий. Ниже приведены данные наряда, в документах РГАДА (Смотренные списки, Книга 80) также есть и данные смотров.
- Московские чины – 1 544 чел (у меня – 1 514 чел): Стольников 277, Стряпчих 192, Дворян московских 47, Жильцов 857, Городовых дворян 141. Московские чины были расписаны по ротам, но листы со списками рот сохранились не полностью, и сколько их было – неясно.

- Черкасских (слободских) казаков – 3 810 (у меня 3 735): Сумского полка 1374, Ахтырского 951, Харьковского 705, Изюмского 705. При некоторых полках были пушкари, но росписи пушек я не нашел.
- солдатский полк стольника и полковника Ивана Емельяновича Спешнева. В полку 10 рот, по наряду - 1 055 чел, включая 1 035 солдат и урядников. Из имущества - 4 3-фунтовые медные пушки, 10 знамен (описаний нет), 10 барабанов и проч. В полку служили белгородцы (ливенцы, медынцы, лебедянцы и др.). Бегали со службы изрядно, 4 сентября в полк Спешнева были добавлены люди из корпуса Д.М. Голицына/Паткуля, которые по разным причинам оказались на левом берегу Днепра (болезни, посылки и, конечно, беглецы) – всего 3 офицера и 315 рядовых. К этому моменту в полку в наличии было всего около 250 солдат и урядников. Кстати, перечень полков корпуса Голицына/Паткуля Рабинович взял именно из этого списка! А это был список, повторюсь, не самого корпуса, а тех полков, из которых были пойманы и зачислены в полк Спешнева беглецы. У Рабиновича (№ 37) ошибочно указано, что полк Спешнева в корпусе Хованского – это московские стрельцы из Астрахани. Стрельцов никуда не перебрасывали, и они так и стояли в Астрахани под командой Ефрема Армянинова и благополучно восстали в 1705 году. А вот Спешнева к весне 1704 видимо перевели в Севск, где поручили солдатский полк и отправили подкоманду Хованского (данный полк в качестве отдельной части у Рабиновича не указан). Майором у него, кстати, был его сын Федор Иванов сын Спешнев.
- «Зборный» стрелецкий полк подполковника Семена Тимофеевича Зотова. Он состоял из 10 рот, общей численностью 867 чел, в полку были также «3 пищали медные» (калибр не указан, видимо 2-фунтовки) и «10 знамен тафтяных ветхих, да одно знамя камчатое с орлом злаченным» (по одному на роту, первое – орляное полковое). У Рабиновича полк Зотова (№216) – солдатский, в документах РГАДА по корпусу Хованского – сборный стрелецкий.
- Курский жилой стрелецкий полк полковника Петра Буковина. В корпус Хованского видимо была отправлена только часть полка под командованием подполковника Андрея Ильича Колпакова в составе 209 чел (подполковник, 3 капитана, 205 стрельцов). При полку было 2 2-фунтовые пищали «2 пищали медных длины 3 аршина 7 вершков вес 20 пуд 20 гривенок». Бывший московский стрелецкий полк Алексея Семеновича Чичагова, выселенный в Курск (Рабинович № 31). С осени 1703 – полковник Петр фон Буковин, после его смерти или отставки в 1704 – подполковник (к 1708 – полковник) Колпаков. У Рабиновича – ошибочно как отдельный стрелецкий полк Буковина (№ 57). 

13 комментариев:

  1. Очень интересно! А есть ли сведения сколько времени корпус Хованского оставался в Каменном Затоне? И объяснение об "охренении... от прихода короля свейского" это реальная причина или пропагандистская? Ведь, основные силы шведов находились тогда довольно далеко, на северо-западе Белоруссии. Зато в это время на Запорожье возникли серьёзные волнения в связи с деятельностью русско-турецкой комиссии по разгарничению границы. А практически все войска гетмана Мазепы были отправлены в это время для оккупации Правобережья и Западной Волыни...

    ОтветитьУдалить
  2. К сожалению данное дело (ф 210, Смотренные списки, кн 80) сохранилось не полностью. Отписка Хованского о службе корпуса всего 2 листа (лл. 40-41), и напрочь лишена деталей службы. "По указу Царя и Великого князя... повелели быть с нами на службе тем-то и тем-то... и по указу те-то и те-то явились... и мы с теми-то и теми-то пошли... и с теми-то и теми-то пришли...". Все остальное - поименные списки корпуса на разные даты. Повод "охранения от короля свейского" - больше внешний, чем реальный. Для операций в южной Польше в тоже самое время собирали в Киеве 12 тыс корпус Голицына, а Хованский Днепра не переходил, оставаясь в московской Украине. Царских войск то на Украине практически не было (по гарнизонам еле-еле тысячи 3-4), а регион не очень спокойный: тут тебе и палиевщина, и татары, и запорожцы, и шведы. Поэтому корпус собрали просто, чтоб был на всякий случай. Для реальных операций против шведов состав, прямо скажем, был не тот -)

    ОтветитьУдалить
  3. Ага, спасибо большое. Примерно так себе и представлял...

    ОтветитьУдалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. Грамота Петра І к И.Мазепе от 15 марта 1704 г.

    Божиею милостиию от пресветлейшаго и державнейшаго великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца и многих государств и земель восточных и западных и северных отчича и дедича и наследника и государя и обладателя, нашего царского величества подданному, Войска Запорожского обоих сторон Днепра гетману и славного чина Святаго апостола Андрея кавалеру Ивану Степановичю Мазепе и всему Войску Запорожскому наше, царского величества, милостивое слово.

    В нынешнем 1704-м году указ[ал]и мі, великий государь, наше царск[ое величество], для бережения и осторожности наших, великого государя, Украинны... их и Киева и иных малоросийских городов от приходов неп[риятел]ей быть на нашей, царского величества, службе в Севску с полком боярину нашему и воеводе и наместнику Югорскому князю Петру Ивановичю Хованскому, а с ним в таварищах столнику Афанасью Михайлову сыну Дмитриеву-Мамонову; а в полку у них, боярина нашего и воеводы, быть ратным конным московских чинов людем, столником, и стряпчим, и дворяном московским, и жилцом, да замосковных, и резанских, и украинных, и замцких городов городовым дворяном и детям боярским указаному числу, да великороссийских полков Сумского, Ахтырского, Харковского, Острогожского, Изюмского полковником тех полков с старинною и с компанеицы всем по списку, да пешего строю людем трем полкам салдацким, в том числе нововыборному Севскому да двум, которые стоят в великороссийских черкаских городех по станцыям; и [стать] им, боярину нашему и воеводам и полку их ратным людем, на [той] нашей, великого государя, службе в Севску на срок майя 30-го числа; и будучи ему, боярину нашему, и воеводам на той нашей, великого государя, службе о всяких неприятелских замыслех разведывать [и о том] иметь с тобою, подданным нашим, гетманом и кавалером, о всяки[х ведо]мостях пересылки и о всем чинить с тобою, подданным нашим, со общаго совету и согласия. И тебе б, нашего царского величества подданому, Войска Запорожского обоих сторон Днепра гетману и кавалеру Ивану Степановичю о том вышеписанном нашем повелении ведать и о неприятелских намерениях проведывать всякими мерами и о всем воинском поведении и о походе своем, буде куды надлежит, и от незапнаго их неприятельского приходу нашим, [царского величества войском] регименту своего в город всякую ос[торожнос]ть и ко отпору против тех неприятелей иметь готовость. И какие у тебя, подданного нашего, приключатца о том вновь ведомости, и о тех посторонних ведомостях и о неприятелских замыслех и о своей готовости к нам, великому государю к нашему царскому величеству, также и в полк к боярину нашему и воеводам ко князю Петру Ивановичю писать; а в Киев, в Черногов, в Нежин, в Переяславль наши, царского величества, грамоты о том посланы ж.

    Писан государствия нашего во дворе в царствующем велицем граде Москве, лета от Рождества Христова 1704-го, месяца марта 15-го дня, государствования нашего 22-го году.

    (Гетман Иван Мазепа: Документы из архивных собраний Санкт-Петербурга. В 2 вып. Вып. 1. 1687-1705 гг./ Сост. Т.Г. Таирова-Яковлева.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - С.86-88. Док.n°168.)

    ОтветитьУдалить
  6. Судя по всему, корпус Хованского всё лето 1704 г. занимался ремонтом Каменного Затона, поскольку есть сведения, что в том году крепость была значительно укрепелна, а осенью был переправлен на Правобережную Украину.

    Выписка о содержании письма Ф.А. Головина к И.С.Мазепе от 28 сентября 1704 г.: "[Сентября] 28-го, из Нарвы ж. О Хованском, что велено ему быть с войском в случении с ним, Мазепою..."
    (Там же. - С. 96, док. n°187).
    А Мазепа весь октябрь стоял обозом под Паволочью...

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за документ. Я как раз начинаю разбираться в ситуации на Украине и южной Польше весной-летом 1704, и сейчас собраю информацию. Действия корпуса Паткуля осенью 1704 я отработал, и теперь, так сказать, "отматываю" обратно. Всего на Украине в 1704 было 5 царских группировок:
    1. армия/корпус Мазепы - информации о составе и реальной (!) численности у меня нет
    2. корпус Голицына/Паткуля - к середине собран в Киеве, дальше марш через Волынь к Сокалю (прибыл в нач августа) и к Варшаве (кон августа). Затем половина с Паткулем к Познани, а половина с Герцем стояла у Варшавы. В октябре при приближении Карла к Варшаве - забег до границы с потерей обоза и артиллерии у Тиллерота. Численность корпуса - 9,5 тыс чел, организация - сначала 11 полков, затем 8,5 полков. У Устрялова все в принципе описано верно и по названиям полков и по численности. Я сначала думал, что он смотрел документы Паткуля (свыше 50 дел в РГАДА), затем выяснил, что он работал с опубликованными в 1796 году в Берлине Реляциями Паткуля московскому двору. Беспалов - полная чушь, основанная на его фантазиях.
    3. корпус Хованского. о нем собственно и дискутируем -)
    4. корпус Неплюева. Севчан в 1704 тоже собрали, но сколько и куда ходили - не знаю. Записные книги полка Неплюева за 1704 мне в РГАДА посмотреть не удалось, дело в плохом состоянии и на руки не выдают, а микрофильма нет
    5. гарнизон Киева. я смотрел Росписной список Киева за 1704, там было всего 2 стрелецких полка и "рейтарский" полк в сто с небольшим человек
    плюсом небольшие гарнизоны в Нежине, Переяславле и Чернигове. На 1704 они в пару сотен человек, севские полки в малороссийских городах начали размещать, по моим данным, с 1706

    Гетман Иван Мазепа: Документы из архивных собраний Санкт-Петербурга. - я в свое время не успел купить эти сборники документов, вы не знаете, они есть где-нибудь в эл виде?

    ОтветитьУдалить
  8. К сожалению в электронном виде сборник мне не встречался, - мне повезло его купить сразу после выхода в свет. Если вам бдет нужно, всегда могу сделать ксерокопии нужных страниц :)

    ОтветитьУдалить
  9. Мне говорили, что в 1-м томе есть перечень войск в полку севского воеводы Неплюева за один из годов. Буду очень признателен за копию (и скан оглавления если можно)

    ОтветитьУдалить
  10. я посмотрел документы на 1703: на Украине также собирали войсковой корпус под ком Г.М. Ромодановского. Его полк собирали в Севске (отдельно от Севского полка Неплюева!), и дальше Сум и Ахтырки он не ходил. В его состав вошли:
    - московские чины
    - городовые сотенной службы
    - 4 000 слободских казаков
    - 5 тысячных солдатских полков из белгородцев и севчан (ведались в Приказе Земских дел)
    - 4 тысячных солдатских полка набранных из вольницы Военным приказом. Все 4 полка в июне 1704 вошли в состав корпуса Голицына/Паткуля

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо за инфо!
    Прошу прощения, что не отвечал - из-за праздников немного оторвался от интернета... В этот уикэнд отпишусь по Неплюеву.

    ОтветитьУдалить
  12. Обрел таки документы из мазепинского сборника, получается довольно занятно.

    1703 год. Петр 5 мая пишет Мазепе, что в Севске "для бережеья Киева и Каменного Затона" собирается полк Г.М. Ромодановского в составе 4 255 конных (московские чины и севчане сотенной службы, копейщики, рейтары, слободские черкасы), 155 пеших, 2 солдатских полка из Военного приказа (2 212 чел).
    Ист: Гетман Иван Мазепа: Документы из архивных собраний Санкт-Петербурга... с. 40
    Сравните с документом из Разрядного приказа, приведенном мною в коменте от 6 января...

    1704 год. Петр пишет 15 марта Мазепе то самое письмо, кот. приведено в коменте от 22 декабря

    Посмотрел в целом переписку Петра и Разряда с воеводами и гетманом. Гетману пишут, что воеводы "идут к нему в случение" под его команду, но при этом воеводы получают прямые инструкции, и каждый свой шаг/приказ от Мазепы согласовывают с Разрядом

    ОтветитьУдалить
  13. Нашлась и дальнейшая судьба солдатского полка Ивана Емельяновича Спешнева. В 201 книге Белгородского стола есть небольшая справка о его службах:
    - набран в 1703 из белгородцев и севчан и был в полку М.Г. Ромодановского
    - в 1703-04 зимовал в Смоленске в полку Дмитриева-Мамонова
    - в 1704 в полку П.И. Хованского
    - с 1705 в Каменном Затоне в полку Кольцова-Мосальского, и был там минимум по 1707 еще с 2 солдатскими полками, Гаврилы Вульфа и Фомы Щитовина. Причем полком Спешнева командовал в 1706 уже его сые Федор

    ОтветитьУдалить