четверг, 22 ноября 2018 г.

Блiнец А. Клецкiя бiтвы: 1506 i 1706 (на правах рецензии)

Обычно у меня рецензии получаются довольно критичными, но в этот раз это не так. На днях я прочел работу белорусского автора Андрея Блинца: Блiнец А. Клецкiя битвы 1506-1706. Мiнск: А.М. Янушкевiч, 2015. 130 c. ISBN 978-985-90346-5-7. В книге две части, про битву 1506 года и 1706. Первую я как-то прокомментировать затрудняюсь, т.к. период не мой, а вот битвой 1706 г. и корпусом С.П. Неплюева я занимался довольно "плотно", и у меня опубликована одна статья по битве под Клецком (ссылка), и одна - собственно по севским полка набора 1705 г.  С.П. Непллюева (ссылка).




Итак, что можно сказать про вторую часть книги, посвященную битве 19/30 апреля 1706 г.? По источникам все Ок, есть и Оглобин, и "Реляция подлинная непомысленной баталии" из Писем и бумаг Петра Великого, и моя статья из "Старого Цейхгауза" (ссылка), и реляция Крейца. Я в своей статье затруднился самостоятельно восстановить ход боя, и дал три варианта описания: русский, шведский и украинский (Мазепа) - настолько они отличаются друг от друга. Блинец решил все-таки попробовать описать ход боя с привязкой к местности. Из основных замечаний - автор, как мне кажется, излишне доверяет шведской версии событий. Приведу простой пример: по русским источникам получается, что основные потери были понесены в свалке у моста, а шведы красочно расписывают, как "гнали и рубили" еще 5 километров по другому берегу Ржавки. В вопросе потерь автор тоже старается быть "поближе" к заявленным шведами 1025 "закопанных тел", хотя по всем русским полкам (кроме стрельцов Анненкова) потери известны до человека, и Блинец с моей публикацией знаком и приводит мои данные. При этом свои потери шведы обозначают всего в пару десятков человек, хотя и признают, что их несколько раз отбивали, да и сам бой был довольно напряженный. Итоговый вывод тоже получился спорным: сражение русские проиграли из-за низкой боеспособности русской пехоты, хотя по всем источникам (даже летопись Лизогуба...), получается, что первыми не выдержали шведской атаки казаки, и побежав с поля боя опрокинули русскую пехоту у моста, и подставили под фланговый удар те русские полки, которые успели войти в Клецк. Но вопрос боеспособности и роли украинских казаков автор тщательно обошел... Тем не менее, моя рекомендация - найти и прочитать, в целом книга очень неплохая.

2 комментария:

  1. Ответы
    1. да, я знаю эту статью 2016 г. Автор упоминает в статье книгу Блинца, но на тот момент у меня не было самой книги, и как-то прокомментировать я не мог

      Удалить