воскресенье, 22 апреля 2018 г.

Малороссийские службы московских стрельцов в 1677-1680 гг.

В 1670-х гг. по данным Э. Пальмквиста и манускрипта из РГБ московские стрельцы насчитывали 26 приказов. Это именно московские, без учета городовых приказов с правами московских стрельцов (в Киеве, Белгороде, Смоленске и Новгороде). Из них в 1677-1680 гг. в Малороссию в гарнизоны и в "полковую службу" отправляли в среднем по 20 приказов. Те приказы, которые были назначены в гарнизоны, обычно выступали из Москвы в феврале-марте и прибывали на службу в марте-апреле. После прихода в город очередной смены московских стрельцов ранее бывшие там приказы очень оперативно (в течении пары дней) отпускались со службы обратно в Москву. Кстати, тоже самое происходило и с комарицкими драгунами, они в Киеве тоже менялись каждую весну. Приказы, которые назначались в "полковую службу" выступали из Москвы, как правило, в апреле, и прибывали в Путивль-Курск в конце мая - начале июня. Со службы их отпускали в начале октября.

1677 г.
1678 г.
1679 г.
1680 г.
Киев*
6
7
4
5
Переяславль

1
-
2
Чернигов
-
-
-
-
Батурин
1
1
1
1
Чигирин
3
4
-
-
Полевая армия**
8
9
14
5
всего
18
22
19
13
Примечания:

* - данные по Киеву не включают киевский жилой стрелецкий приказ, имевший права московских стрельцов. До своей смерти осенью 1678 г. им командовал голова Ермоген (Гермоген) Вешняков, с ноября 1678 - генерал-майор Патрик Гордон.
** - здесь учтены все приказы, посланные в "полковую службу", как в главную армию Г.Г. Ромодановского (1677-78 гг.), так и в другие воеводские полки

Эти данные дают хорошее представление о служебной нагрузке московских стрельцов в указанные годы, фактически в Малороссии постоянно находилось около 60-75% от общего количества приказов. А ведь были еще и астраханские "посылки". Справедливости ради надо сказать, что если московских стрельцов хоть как-то чередовали на "малороссийских службах", то ратных людей Белгородского и Севского разрядов начиная с 1672 г. каждый год собирали на службу полностью. И почти каждый год они совершали поход к Днепру, причем денежное жалование им "привычно" не платили, ограничиваясь хлебным и соляным (т.е. натуральными дачами). Если в солдатских полках это хоть и приводило к дезертирству, но не было критично, то в рейтарах до трети личного состава были худоконы или безконы. 

И крамольное ИМХО: в 1670-х гг. боеспособными в русской армии были только московские стрельцы, оба московских выборных полка (они, кстати, в те годы ведались в Стрелецком приказе), да Севский и Белгородский разряды. Все остальные рати были слабо обучены, и для полевой (полковой) службы толком не годились. Включая московских чинов Государева полка. Если коротко про них, то красиво, хлопотно (местничество пока никто не отменял...) и бесполезно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий