понедельник, 30 апреля 2012 г.

Strength of the Russian infantry in Wilno garrison & Dolgorukiy's army in July 1658 (Werki campaign)

Below are 3 documents in Russian presenting the strength of the foot troops in the garrison of Wilno & Dolgorukiy's army marched through Wilno to Kowno in July 1658:
- Wilno garrison 520 men in 3 Foot regiment (Cunnigham Foot 180, F. Felder Foot 169, Y. Angler Foot 172 - see doc # 149)
- Dolgorukiy's infantry was of 5 583 incl. 927 Moscow Streltzy (S. Kokovinskiy & I. Endourov prikazes - see doc # 128) & 4 656 soldiers (6 regiments: T. Daleyle, D. Craufort, Y. Kyte, Yander, Bely, Gokhward - see doc # 150)
Dolgorukiy didn't get any reinforcements until Werki (roads were cut off by Lithuanians), so it's a max strength of his infantry in the battle. The number includes 1 792 recruits arrived in June 1658. 
Численность гарнизона Вильно и пехоты Долгорукова в июле 1658 
В приведенных ниже документах указана фактическая численность русской пехоты накануне боев под Вильно, закончившихся славной победой под Верками:
- в гарнизоне Вильно под командой князя М. Шаховского в 3 солдатских полках (Василия Куннингама, Федора Фельдера и Юрия Англера) было 520 чел (см док № 149)
- пехота армии Долгорукова 5 583 чел, вкл 927 московских стрельцов (приказы Степана Коковинского и Ивана Ендоурова - см док № 128) и 4 656 солдат (в 6 полках: генерала Томаса Далиеля, полковников Даниила Краферта, Юрия Кита, Кашпира Яндера, Томаса Бели, Адама Гохварта - см док № 150)
В числе полков Долгорукова указаны 1 792 новобранца с Вятки, прибывших в Вильно и распределенных по полкам в июне 1658. Вплоть до начала боев Долгорукий больше подреплений не получал (дороги были перерезаны), поэтому указанная численность - максимально возможная оценка его пехоты при Верках.
Источник: Акты исторические... Т. 4, Спб, 1842. (номер документа и страницы указаны непосредственно в документах)

№ 128. 1658 июля 15. Отписка Царю Виленского воеводы князя Шаховского о выдаче Московским стрельцам провианта из Царских Виленских хлебных запасов.
Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всеа Велкия и Малыя и Белыя России. Самодержцу, холоп твой Миш­ка Шаховской челом бьет. В нынешнем, Государь, во 166 году июля в 5 день присла­на ко мне, холопу твоему, из полков, от боярина и воеводы князя Юрья Алексеевича Долгоруково с товарищи память, за приписью дьяка Ивана Амирова, а в памяти их написано: били де челом тебе Великому Го­сударю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу, Mocковские стрельцы Степанова приказу Коковинского да Иванова приказу Ендоурова, что де они будучи на твоей Великого Государя службе оголодали, а в Вилне де хлеб покупают ценою доро­гою, и чтоб ты Великий Государь их Московских стрелцов  пожаловал,  для их /270/ скудости, велел им дать из своих Государевых хлебных запасов, и чтоб мне, холопу твоему, Степанова приказу Коковинского да Иванова приказу Ендоурова Московским стрелцом, девяти стам двадцати се­ми человек, из твоих Государевых Виленских запасов велеть дать по полуосмине ржи человеку.

И я холоп твой ве­лел выдать из твоей Великого Государя казны, из Виленских запасов, Московским стрелцом Степанова приказу Коковинского да Иванова приказу Ендоурова, девяти стам двадцати семи человеком, по полуосмине ржи человеку, для того, чтоб твоему Госу­дареву делу не учинить какой порухи; а по сказке, Государь, хлебных целовалников, Васильева полку Кунингама Василья Тельного да Михаила Вахромьева, выдано тем Московским стрелцом, девяти стам двадцати семи человеком, июля в 15 день нынешнего 166 году, из твоей Великого Государя казны, ржи двести восмъ четвертей шесть четвериков.
Из манускрипта (писан. Польского скоро­писью, in fob, л. 244), хранящегося в Императорской Публичной Библиотеке в коллекции Пулавских рукописей.

№ 149. 1658 Июля 16. Отписка Царю Виленского воеводы князя Шаховского, о необходимости умножить в Вильно число войска, и челобитная полковых начальников, о тома же.

I. — Государю Царю и Великому Князю Алексию Михайловичу, всеа Великя и Малыя и Белыя России Самодержцу, холоп твой Мишка Шаховской челом бьет. В нынешнем, Государь, во 166 году Мая в 12 день прислана ко мне, холопу твоему, твоя Великого Государя грамота, а по той твоей Великого Государя грамоте велено в Томосов полк Далиеля дать старых Виленских салдат сто человек, да в Данилов полк Краферта, в тысячу человек, велено дополнить из Виленских же старых салдат.
И я холоп твой, по твоему Великого Государя указу,  отдал в Томосов полк Далиэля старых Виленских салдат сто человек, да в Данилов полк КраФерта, в дополнку, в тысячу, старых Виленских же салдат тридцать семь человек; а осталось, Государь, со мною холопом твоим в городе твоих Великого Государя ратных людей немного: Васильева полку Кунингама сто восмдесятъ человек, Федорова полку Фелдера сто шестдесятъ девять человек, Юрьева полку Англера сто семдесятъ два человъка; и. с тех же, Государь, салдат многие салдаты для твоих Государевых дел по посылкам, а иные, Государь, больны: в город ото всяких воинских людей сидеть будет страшно, и ото всякого недруга опасенья дер­жать не с кем, и чтоб над городом от неприятеля  не учинилось какой порухи, а ине б холопу твоему от, тебя Великого Го­сударя в казни небыть. Да били челом тебе Великому Государю, а мне холопу  твоему подали  челобитную, за руками, полковник и подполковники, которые со мною холопом твоим живут в городе; и я тое их челобитную подклея  под сею отпискою,  послал к тебе Великому Государю.
II.—Царю Государю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всеа Великая и Малыя
и Белыя России Самодержцу, бьют челом холопи твои, пешего салдацкого строю полковник Васька Кунингам, да подполковни­ки Вилим Кашкин да Юрья ДеФромт. По твоему Государеву указу оставлены мы, хо­лопи твои, на твоей Государеве службе в Вилне с тремя полки с салдаты, а ныне Государь, у нас в полках салдат умалилось, потому что, Государь, во 165 году многие салдаты волею Божиею моровым поветрием померли; да у нас же холопей твоих по твоему Государеву указу, взяты из /271/  наших полков солдаты, в розных частях, в розные городы и в полки, в Новогородок и в Троки и в Гродню, и в дополнку в розные новые полки; и ныне у нас, холопей твоих, во всех наших трех полках осталось здоровых и боль­ных солдат пять сот двадцать один человек, да из тех же наших полков те салдаты посылаются из Вилны на твои Го­сударевы розные посылки, для твоих Государевых всяких дел. и нам холопем твоим на твоей Государеве службе быть стало не с кем, и против твоих Государевых неприятелей города одержать будет невмочь, потому, Государь, что и на треть прясла городового людей поставить некого, а город, Государь, болшой. Милосердный Го­сударь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, пожалуй нас холопей твоих, вели, Государь, нам в том свой Государев указ учинить, чтоб нам холопем твоим в таком деле от тебя Великого Государя в казни не быть. Царь Государь, смилуйся пожалуй!
Внизу челобитной приписано:
«166 июля в 16 день, смета Васильева полку Кунингама, что налицо солдат в Вилне здо­ровых и больных 180 человек. 166 году июля в 16 день, смета Федорова полку Фелдера, что налицо солдат в Вилне, здоровых и боль­ных 169 человек. 166 году июля в 16 день, смета салдатом Юрьева полку Англера, что налицо солдат и с урядники в Вилне, здоровых и больных 172 человека.»
Оба акта выписаны из манускрипта (писан. Польскою скорописью, in fob, л. 237—239), хранящегося в Императорской Публичной Библиотеке, в коллекции Пулавских рукописей
/272/
№ 150. 1658 в июль. Отписка. Царю Виленского воеводы князя Шаховского о сдаче воеводе князю Юрию Долгору­кому полков и отряда шляхты, присягнувшей на подданство России.

Государю Царю и Великому Князю Але­ксею Михайловичу, всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу, холоп твой, Миш­ка Шаховской челом бьет. В нынешнем, Государь, во 166 году июня в 20 день присла­на ко мне, холопу твоему, твоя Великого Государя грамота: по твоему Великого Госуда­ря указу, боярину и воеводам князю Юрью Алексеевичу Долгоруково с товарищи веле­но быть на твоей Великого Государя службе против Польских (*), а с ними велено на твоей Великого Государя службе быть Виленской и иных поветов шляхте и всяким служивым людем , которые под твоею Царского Величества рукою, да пешего строю салдацким полковником Томосу Далиелю, Данилу Краферту, Юрью Киту, Кашпиру Яндеру, Томосу Бели, Адаму Гохварту, и их полков началным людем и салдатом, которые ныне на твоей Великого Государя службе, в Вилне, со мною холопом твоим; а списки тех всех служивых людей, и что им к походу наряду и зелья и свинцу и фитилю и всяких пушечных и полковых запасов, и пушкарей и мастеровых вся­ких людей, и подвод, и иного чего надоб­но, велено боярину и воеводе князю Юрью Алексеевичу имать у меня холопа твоего без мотчанья, чтоб у них ни за чем тво­ему Великого Государя делу мотчанья не было; а которого числа, и сколко каких служилых людей, и что наряду и всяких пу­шечных и иных - каких полковых запа­сов, и сколко человек пушкарей и масте­ровых людей, и подвод и иного, что боя­рину и воевод князю Юрью Алексеевичу Долгоруково будет дано, и мне холопу тво­ему велено о том о всем к тебе Велико­му Государю отписать и тому всему роспись /272/ прислать, а отписку и роспись велеть, на Москве, подать в Розряд, околничему Ива­ну Афанасьевичу Тавреневу да дьяком, думному Семену Заборовскому, да Василъю Брехову , да Семену Тимофъеву да Григорью Богданову. И я холоп твой, по твоему Ве­ликого Государя указу и по грамоте отдал в полки, боярину и воеводам князю Юрыо Але­ксеевичу Долгоруково с товарищи, Виленской и иных поветов шляхты с кресто-приводных книг имянные списки, которые шляхта розных поветов тебе Великому Го­сударю в Вилне присягали, а по тем, Го­сударь, крестоприводным книгам розных поветов шляхты три тысячи восмъ сот девяносто один человек; и твоих Велико­го Государя ратных людей пешего салдацкого строю имянные списки полковников, Томоса Далиеля, Данила Краферта, Юрья Ки­та, Кашпира Яндера, Томоса Бели, Адама Гохварта с началными людми и с салдаты, отдал же, а в тех полках твоих Велико­го Государя ратных людей, сержантов и каптинармосов и подпрапорщиков и капралов и рядовых салдат, опричь иачалных людей, четыре тысячи шесть сот пятдесят шесть человек, да два человека кузнецов Московских, да переводчик Виленской мещанин. Да по твоему Великого Государя указу собрано с Виленских мещан и с Виленского и с иных поветов подвод и отдано в полки боярину и воеводам князю Юрью Алексеевичу Долгоруково с товари­щи, по сказке и по росписке порутчика Федорова полку Фелдера, Игнатья Коровина, ко­торой те подводы отдавал, пять сот со­рок семь подвод. А что, Государь, выдано в Вилне из твоей Великого Государя каз­ны, по сказке капитана Федорова ж полку Фелдера; Якова Ретугина, пушек, и ядер, и мушкетов, и фитилю, и всяких пушечных и полковых запасов, и лат, в полки ж боярину и воеводам князю Юрью Алексеевичу Долгоруково с товарищи, и что, Го­сударь, выдано из Виленских старых полков лишнего всякого ружья, что в лишкё за полками, по сказкам полковника Василья Кунингама и подполковников Вилима Кашкина и Юрья Дерома, и тому, Государь, всему роспись послал я, холоп твой, к тебе Великому Государю под сею отпискою.
Из манускрипта (писан. Польскою скорописью, in fol., л. 239 и слЬд.), хранящегося в Импе­раторской Публичной Библиотеке в коллекции Пулавских рукописей. — При семь акт нахо­дится с росписью разных боевых и полковых запасов, на четырех листах.

1 комментарий: